ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о состоянии законности при осуществлении заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату заказчиками обязательств по контрактам

Прокуратурой района проанализировано состояние законности при осуществлении заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату заказчиками обязательств по контрактам.
В 2019 году - истекшем периоде 2020 года в деятельности органов местного самоуправления и учреждениях выявлялись нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», связанные с ненадлежащим исполнением финансовых обязательств по муниципальным контрактам и договорам.
По результатам проверки, проведенной в администрации муниципального образования «Ново-Булгаринский сельсовет», установлено, что администрацией в 2019 году с субъектами предпринимательской деятельности заключено 24 контракта на выполнение работ и оказание услуг на сумму 89,8 тыс. рублей.
Вопреки ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ администрацией нарушены сроки оплаты выполненных работ и оказанных услуг, в связи с этим образовалась кредиторская задолженность. Прокуратурой района в октябре 2019 года главе администрации внесено представление, по результатам его рассмотрения нарушения устранены, кредиторская задолженность погашена в полном объеме.
По постановлению прокуратуры района в декабре 2019 года глава администрации привлечена У ФАС России по Астраханской области к административной ответственности ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в виде штрафа.
Нарушения аналогичного характера выявлены в деятельности администраций муниципальных образований «Икрянинский район», «Рабочий поселок Красные Баррикады», «Чулпанский сельсовет»,МБОУ «Озерновская ООШ». С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района внесены представления, в отношении глав указанных администраций и директора образовательного учреждения возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Ненадлежащее исполнение должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями предприятий и учреждений финансовых обязательств по муниципальным контрактам является недопустимым, поскольку может вызвать социальную напряженность, повлечь нарушения субъектами предпринимательской деятельности требований трудового законодательства, связанного с задержкой выплаты заработной платы работникам, налогового законодательства в части несвоевременной уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлено, что совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В связи с этим обращаю внимание должностных лиц органов местного самоуправления, руководителей предприятий и учреждений о недопустимости нарушения сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, за нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность.
Действия (бездействия), связанные с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ, а именно как «Халатность», то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно примечанию к статье 293 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.
Таким образом, если сумма причиненного ущерба охраняемым законом интересам общества и государства в денежном эквиваленте составляет более 1,5 млн. рублей, действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ.
Такхсс действия заказчика, связанные с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом, могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности), в случае оказания противодействия хозяйствующим субъектам при исполнении обязательств по контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
За заключение заказчиками контрактов, заведомо не обеспеченных бюджетным финансированием, установлена административная ответственность.
Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
С учетом положений бюджетного законодательства заказчик вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) только после доведения до него объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей в соответствии со статьей 15.15.10 КоАП РФ.
При установлении случаев возложения на бюджеты дополнительных расходов, связанных с взысканием хозяйствующими субъектами в судебном порядке за нарушение сроков оплаты контрактных обязательств неустойки, пени и штрафов, к должностным лицам могут быть предъявлены регрессные иски о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств.
Информируя об изложенном, в целях укрепления состояния законности на территории района, а также устранения выявленных нарушений и недопустимости их впредь, предлагаю принять меры по дополнительному изучению требований Федерального закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», неукоснительному соблюдению норм, предъявляемых данным законом к заказчикам.
С уважением!

Прокурор района 

старший советник юстиции   В.Л. Даудов


Прокуратурой района проанализировано состояние законности в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В истекшем периоде 2019 года в указанной сфере выявлено 111 нарушений, в целях их устранения внесено 25 представлений, 23 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд предъявлено 27 исковых заявлений.

Проведенной в феврале 2019 года проверкой установлено, что вопреки ч. 3.1 ст. 5, ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ органами местного самоуправления не обеспечивалось выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов культуры.

В нарушение пунктов 5, 14, 15, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» должностными лицами объектов культуры категорирование зданий домов культуры не проводилось, не устанавливалась их категория опасности, акты обследования и категорирования объектов не оформлялись.

Вопреки требованиям пунктов 41, 43 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 паспорта безопасности указанных объектов не составлялись и не согласовывались с территориальными органами безопасности и Федеральной службой войск национальной гвардии.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в феврале 2019 года главам администраций 11 муниципальных образований района, директору муниципального учреждения культуры внесены представления об устранении нарушений, по результатам их рассмотрения нарушения в полном объеме не устранены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В этой связи прокуратурой района в апреле 2019 года в Икрянинский районный суд предъявлено 14 исковых заявлений о понуждении к проведению категорирования и разработке паспортов безопасности муниципальными учреждениями культуры. Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

По результатам проверки деятельности антитеррористической комиссии МО «Икрянинский район» выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Вопреки п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ антитеррористической комиссией МО «Икрянинский район» ненадлежащим образом реализовались мероприятия по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, направленных на обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Икрянинского района и подлежащих категорированию.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в марте 2019 года председателю антитеррористической комиссии МО «Икрянинский район» внесено представление, которое рассмотрено, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с распоряжением Губернатора Астраханской области от 12.04.2018 № 243-р в перечень торговых объектов (территорий), расположенных на территории Астраханской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, включены 4 торговых объекта, расположенных на территории Икрянинского района, по одному из которых категорирование не проводилось.

Вопреки ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, пунктов 10, 13, 21 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» индивидуальным предпринимателем категорирование торгового объекта не проводилось, не устанавливалась его категория, паспорт безопасности не разрабатывался.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в марте 2019 года в Советский районный суд г. Астрахани предъявлено исковое заявление о понуждении к выполнению требований антитеррористической защищенности объекта. Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2017 № 836 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» на территории района расположен объект, относящийся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Вопреки ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, пунктов 12, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2017 № 836 на указанном объекте не обеспечивалось проведение его категорирования и установление категории.

В нарушение пунктов 43, 44 постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2017 № 836 должностными лицами юридического лица паспорт безопасности не разрабатывался и не согласовывался с руководителями соответствующих территориальных органов или уполномоченными ими должностными лицами.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района директору юридического лица в марте 2019 года внесено представление, по результатам его рассмотрения нарушения в полном объеме не устранены.

В этой связи прокуратурой района в июне 2019 года в Икрянинский районный суд предъявлено исковое заявление о понуждении юридического лица к выполнению требований антитеррористической защищенности объекта. Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В условиях действия основных принципов противодействия терроризму, связанных с приоритетом защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, и мер предупреждения терроризма, прокуратурой района обращается внимание граждан и руководителей организаций всех форм собственности на неукоснительное соблюдение требований законодательства о противодействии терроризму, на создание условий для минимизации любых форм проявления терроризма и экстремизма, а также на необходимость сообщения в правоохранительные и контролирующие органы обо всех случаях обнаружения подозрительных предметов и лиц, угрозы совершения террористического акта.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 20.30 КоАП РФ).

Уголовным законом предусмотрена ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 217.1 УК РФ), если то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 217.1 УК РФ), либо смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 217.1 УК РФ).

Помощник прокурора района  юрист 2 класса Н.В. Аксёнов


Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков является преступлением против порядка управления

С 06.08.2019 начали действовать положения Федерального закона от 26.07.2019 № 209-ФЗ, которыми в ст. 327 Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся квалификации действий лица при подделке, изготовлении или обороте поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков.

Прокуратурой района проведен анализ практики правоприменения данной нормы, в ходе которого установлено, что органом дознания ОМВД Икрянинского района в 2018 году возбуждено 1 уголовное дело о преступлении, предусмотренном ст. 327 УК РФ, в истекшем периоде 2019 года таких уголовных дел возбуждено - 6.

Так, сотрудниками полиции при проверке соблюдения участниками дорожного движения выявлен факт управления гражданином Ж. автомобилем с поддельным водительским удостоверением на имя М. с вклеенной фотографией Ж.

Уголовное дело в отношении Ж. по ч. 3 ст. 327 УК РФ направлено в суд, по результатам рассмотрения которого ему назначено наказание в виде 220 часов обязательных работ.

В этой связи считаю необходимым разъяснить внесенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 209-ФЗ, статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена пунктами, предусматривающими, что подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов влечет наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков наказывается ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Вышеуказанные деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Использование заведомо подложного документа, влечет наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

С учетом изложенного хотелось бы предостеречь граждан от совершения преступлений, так как привлечение к уголовной ответственности также влечет такое негативное социальное последствие, как судимость, сведения о которой сохраняются в учетах органов внутренних дел, что в дальнейшем может негативно повлиять при трудоустройстве виновного лица или его детей.

Помощник прокурора района

младший советник юстиции С.А. Покусаев


Важные изменения в ГПК РФ, касающиеся обжалования судебных актов в кассационном порядке

 

В октябре 2019 года вступили в силу существенные изменения в положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), касающиеся обжалования судебных актов в кассационном порядке.

Так, согласно части 1 статьи 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями и при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования.

При этом право на обращение в кассационный суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений имеют лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, а также должностные лица органов прокуратуры, только в случае если прокурор участвовал в рассмотрении дела.

С учетом вступивших в законную силу изменений кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (статья 376.1 ГПК РФ).

Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд (статья 377 ГПК РФ).

Согласно статье 378 ГПК РФ в новой редакции кассационная жалоба подается в суд в письменной форме. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом, новыми изменениями к содержанию жалобы предусмотрено, что в ней должен содержаться номер дела, присвоенный судом первой инстанции, а также могут содержаться ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения (ст. 378 ГПК РФ).

Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, также могут быть представлены в суд в электронном виде.

ГПК РФ дополнен статьей 379.3, предусматривающей порядок приостановления исполнения судебных актов судом кассационной инстанции, согласно которой судья кассационного суда в случае принятия кассационных жалобы, представления к производству вправе приостановить исполнение судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или в отдельном ходатайстве.

Исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает кассационные жалобу, представление в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления кассационных жалобы, представления с делом в суд кассационной инстанции (часть 1 статьи 379.4 ГПК РФ).

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (статья 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае являются рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке при рассмотрении дела; принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; не подписание судебных постановлений судьей или одним из судей либо подписание судебных постановлений не теми судьями, которые в них указаны; отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в главе 21 Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления (статья 379.7 ГПК РФ).

Старший помощник прокурора района

юрист 1 класса Е.В. Полежаева

 


ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСКОРЕНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Федеральным Законом от 12.11.2019 № 375-ФЗ в Федеральный Закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» внесены изменения, направленные на ускорение процесса проведения исполнительных действий и всего процесса исполнительного производства.

Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным Законом № 375-ФЗ в статью 14 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», постановления судебных приставов, принимаемые ими по вопросам исполнения исполнительного производства, могут быть направлены лицам, участвующим в исполнительном производстве, в том числе, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Необходимо отметить, что возможность использования Единого портала государственных и муниципальных услуг предусмотрена и в действующей редакции ФЗ «Об исполнительном производстве», однако вышеуказанным Федеральным Законом № 375-ФЗ данные положения расширены и конкретизированы, что направлено на более широкое применение возможностей Портала.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве», расширен перечень способов извещения сторон исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства и вызова лиц к судебному приставу-исполнителю.

Так, в силу положений части 1 статьи 24 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции ФЗ от 12.11.2019 № 375-ФЗ), лица, участвующие в исполнительном производстве, помимо ранее использовавшихся способов извещения и вызова (повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма, телеграмма), также могут быть извещены и (или) вызваны к судебному приставу-исполнителю с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

Таким образом, вышеуказанным Законом, помимо использования возможностей Единого портала государственных и муниципальных услуг, для извещения и вызова судебный пристав-исполнитель может использовать (с согласия участников исполнительного производства) СМС-сообщения.

При этом извещения, адресованные гражданину, могут направляться по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи. Извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином госуда