12:55
«Актуальность вопросов противодействия незаконной миграции»

В условиях развития международных отношений и современного общества, а также широкого распространения экстремистских проявлений не теряют своей актуальности вопросы противодействия незаконной миграции, профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе совершенствования мер ответственности за такие нарушения.

Вопросы противодействия незаконной миграции актуальны и для нашего района.

На территории района ежегодно осуществляется постановка на учет около тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства (2017 год – 1846, 2018 год – 1014, 2019 год – 959, 2020 год - 535). 

С целью профилактики и предупреждения правонарушений указанной категории разъясняю нормы законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил миграционного учета.

 Основные положения, регламентирующие правила пребывания на территории Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, содержатся в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральных законах от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Основания привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере незаконной миграции определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно ст. ст. 18.2, 18.4, 18.7, 18.8, 18.9, 18.10, 18.11, 8.13, 18.15, 18.16, 18.17, 18.18, 18.20, 19.27 КоАП РФ.

Уголовным кодексом (ст. 322 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Общественно опасные деяния, предусмотренные статьей 322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы Российской Федерации с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, а равно при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен.

При этом с учетом определения Государственной границы, содержащегося в статье 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», преступления, предусмотренные статьей 322 УК РФ, признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом Государственной границы независимо от места и способа ее пересечения.

Максимальное наказание за данное преступление предусматривает лишение  свободы на срок до шести лет.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции предусмотрена ст. 322.1 УК РФ. Максимальное наказание по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

В статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Преступление считается оконченным с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.

Действия по фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации образуют состав по ст. 322.2 УК РФ.

При этом необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

Так, фиктивной регистрацией по месту жительства является регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления в органы миграционного учета заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, а равно их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Максимальное наказание по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322.3 УК РФ.

Фиктивная постановка на учет по месту пребывания состоит в постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо их постановка на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, а равно постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную деятельность.

Максимальное наказание по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные статьями 322.2, 322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание жителей на недопустимость совершения незаконных действий, связанных с фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан по месту жительства (пребывания), способных повлечь уголовную ответственность со всеми вытекающими негативными последствиями для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в том числе для близких родственников.

Также хотелось бы обратить внимание иностранных граждан на неукоснительное соблюдение правил пребывания и проживания в Российской Федерации, недопустимость нарушений порядка и условий пребывания в Российской Федерации, за которые предусмотрена ответственность, установленная законодательством Российской Федерации

Вместе с тем, обращаю внимание работодателей на необходимость выполнения обязательств по обеспечению основных прав и свобод трудящихся мигрантов и членов их семей независимо от пола, расы, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, либо иного другого признака, а также на соблюдения требований миграционного и трудового законодательства. 

Также считаю необходимым обратить внимание руководителей органов местного самоуправления на необходимость развития программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество.

 

 

Помощник прокурора района

 

юрист 1 класса                                                                                    Н.В. Аксёнов

Просмотров: 154 | Добавил: bakhtemirskiy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar